В настоящий момент на территории Русской Православной Церкви более пятисот монастырей. Население их, кроме насельников, составляет трудники, паломники, приезжающие для того,чтобы укрепиться в вере и благочестиию, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем в приходе.
Устройство монастыря
Во главе монастыря стоит правящий архиерей – священноархимандрит. Но непосредственным управлением занимается наместник – архимандрит, игумен или иеромонах.
В монастыре каждый знает и четко выполняет свои обязанности:
- Благочинный – помощник и заместитель наместника. На нем лежат вопросы богослужения и выполнение уставных требований. Он заведует размещением паломников;
Духовник – служитель, духовно окормляющий братию;
Казначей – отвечает за хранение и распределение пожертвований; - Ризничий – отвечает за внутренне убранство храма, утвари, книг;
- Келарь – заведует заготовкой продуктов питания;
Гостиничный – отвечает за размещение гостей монастыря;
ВНЕШНИЙ ВИД
Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием. Само благочестие начинается внутри, в душе. Стремление к чистоте сердечной, естественно, приводит и к внешней опрятности. Смирение и скромность становятся видимы через скромность одежд и кроткое поведение. Тишина душевная приводит человека к тихому разговору, скупой жестикуляции и мимике, осторожной речи. Церковный человек стремится во всем — и во внутреннем, и во внешнем — соблюдать меру и порядок. В поведении христианина и его внешнем виде нет случайного, ненужного, лишнего.
Одежда должна соответствовать полу. Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги так, чтобы никто не обращал на них внимания. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.
Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма.
Чтобы пройти на территорию монастыря женщинам, которые не приготовились к посещению храмов, нужно взять специально приготовленные длинные юбки и платки. В летний период мужчины, одетые в шорты, должны одеть специально приготовленные брюки, которые находятся в Охранной будке.
Приезжая в Свято-Николаевский монастырь, на стоянке можно оставить свой автотранспорт и ознакомиться с информацией о монастыре на стенде. Зайдя в монастырь через Святые врата надвратной Симеоно-Аннинской церкви справа находится Иконная лавка, где можно приобрести свечи, иконы, церковную утварь, сувениры, духовную литературу.
В Православном музее опытные экскурсоводы ознакомят с историей монастыря и проведут экскурсию по музею и по храмам.
Курить на территории монастыря строго ЗАПРЕЩЕНО.
ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИЗНИ В МОНАСТЫРЕ
Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян тоже существуют необходимые правила, которые нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.